Выехать из тени: что изменит новейший законопроект по реформированию рынка такси в Украине

0 8

Выехать из тени: что изменит новейший законопроект по реформированию рынка такси в Украине

В Украине издавна назрела реформа рынка такси, но все прошлые пробы создать его наиболее цивилизованным и открытым, не продвинулись далее законопроектов. Еще одна инициатива, разработанная профессионалами BRDO, выдвинутая народным депутатом от партии «Слуга народа» Владимиром Крейденко, заместителем главы парламентского комитета по вопросцам транспорта и инфраструктуры, смотрится наиболее жизнестойкой.

Поэтому что – чуток ли не в первый раз – учитывает интересы всех участников рынка.

Почему рынок в тени

Ни для кого не тайна, что украинский рынок такси практически вполне находится в тени, разнятся лишь оценки данной для нас толики. К примеру, по данным экспертной организации BRDO (Кабинет действенного регулирования), которая является одним из идеологов сегодняшнего законопроекта, цифра добивается 94%.

Для пользователя это значит, что лишь четыре машинки из 100 имеют лицензию, а означает, и страховку пассажира на вариант трагедии. Водители других 96 каров – вне правового поля и какого-нибудь контроля: никто не смотрит за состоянием их здоровья и длительностью рабочего денька, а равно и за исправностью машин. А все поэтому, что большая часть из наиболее чем 1500 украинских служб такси такими, де-юре, не являются: они или не зарегистрированы официально, или числятся информационными сервисами, которые формально только связывают пассажира и таксиста, но не производят перевозки.

Соответственно, водители такси, которых в Украине, по ориентировочным оценкам, насчитывается выше 220 тыс, поголовно не платят налоги. Иногда ситуация доходит до бреда: таксист, зарабатывающий за месяц 20–30 тыс грн, официально считается безработным и поэтому легитимно претендует на получение жилищной субсидии. Другими словами правительство мучается два раза: недополучает налоги и вприбавок субсидирует уклонистов. Размер рынка такси ввиду его полной тенизации тяжело подсчитать буквально, но даже в первом приближении он составляет 50 миллиардов грн раз в год.

По оценкам BRDO, поступления в бюджет не превосходят 1–3% от мало прогнозированных, другими словами правительство недополучает от 1 до 4 миллиардов грн в год.

Владислав Притоманов, управляющий сектора «Транспорт и инфраструктура»

«Сейчас ни одна из целей муниципального регулирования рынка такси не производится. Отсутствует инструментарий для контроля сохранности и свойства перевозок, нет действующих устройств увеличения конкуренции и компенсации пассажирам в случае трагедии, а налоги и сборы от работы такси фактически нулевые».

Нелегал – поэтому что так проще

Сложившаяся ситуация имеет житейское разъяснение: документарное вхождение на рынок такси чрезвычайно зарегулировано. Для воплощения перевозок нужна лицензия, при этом ключевое препятствие – не сам факт необходимости ее наличия, а очень непростая процедура получения и частые отказы по формальным причинам. Не считая того, в Украине таксист может работать законно лишь через открытие ФЛП, что большая часть водителей избегает, боясь бюрократической машинки украинской фискальной системы.

READ
Водители такси Uklon могут безвозмездно получить маски, антисептики и перегородки в салон авто

Логично, что при таком полностью беспорядочном рынке в Украине «взлетели» такие сервисы, как Uber, Uklon либо Bolt, которые, пусть и, не имея собственного автопарка и штата водителей, давали клиенту удачный сервис и определенную гарантию свойства за счет способности оценить водителей и внутренних устройств контроля. Но в Uber признают, что этого, для поддержки размеренного свойства услуг и тем наиболее – прозрачности рынка – очевидно недостаточно.

Выехать из тени: что изменит новейший законопроект по реформированию рынка такси в Украине

Слиться, чтоб поменять

Разумеется, что ветвь нуждается в реформировании. Правительство, практически, самоустранилось от регулирования рынка, не накладывая санкции за работу без лицензии. Малочисленные проф ассоциации же были не очень заинтересованы усложнять для себя жизнь, даже признавая наличие заморочек.

1-ые подвижки начались в июле 2019 года, когда BRDO вместе с Ассоциацией ответственных перевозчиков представила новейшую теорию регулирования рынка такси. Ее разработка велась при конкретном участии ведущих сервисов заказа такси через мобильные приложения Uber, Uklon и Bolt, которые в итоге подписали с создателями концепции меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере развития рынка перевозок пассажиров на такси.

Поддержка концепции 3-мя ведущими мобильными платформами Украины значит, что перемены вправду назрели. Большие игроки рынка строят системный бизнес, потому тенизация не устраивает их буквально так же, как и правительство. Понятные и схожие для всех правила игры – это возможность длительного инвестирования и, как следствие, увеличение уровня конкуренции и свойства сервиса.

Жора Соколянский,
управляющий по развитию Uber в странах Центральной и Восточной Европы.

«Для компании Uber выход рынка такси из «сероватой» зоны – принципно принципиальное условие планомерного развития сервиса в Украине и будущих инвестиций».

Выехать из тени: что изменит новейший законопроект по реформированию рынка такси в Украине

Тезисы концепции легли в базу законопроекта, разработанного BRDO и поданного депутатом Владимиром Крейденко. На данный момент документ находится на рассмотрении в комитете Верховной Рады по вопросцам транспорта и инфраструктуры и Министерстве инфраструктуры Украины. Законопроект уже поддержала EBA (Европейская бизнес ассоциация), направив соответственное письмо в комитет.

READ
Такси-2: в Мелитополе длится транспортный беспредел (видео)

Игорь Гоцик,
управляющий департамента консульства интересов компаний-членов EBA.

«Возлагаем надежды, что новейший закон о такси дозволит вывести перевозки из тени, избавиться от устаревших норм регулирования и ввести понятные и равные правила игры для участников рынка».

Что дают поменять

Главная новация – отмена лицензирования такси и перевозок по заказу. Заместо этого предлагается ввести единое разрешение авто личного перевозчика (АИП), которое создатели законопроекта именуют токеном. Такое разрешение будет выдаваться на месяц либо год. В крайнем случае его стоимость создатели законопроекта дают установить на уровне одной малой заработной платы грн (в 1-ые два года переходного периода – 2500 грн). Это смотрится посильной суммой даже для тех водителей, которые таксуют только в свободное от главный работы время. Как разъясняет COO компании Uklon Сергей Смусь, за счет введения токена бюджет в 1-ый же год сумеет получать до полумиллиарда гривен.

Последующий принципиальный пункт – отмена обязательство дизайна ФЛП, что освободит водителей от необходимости без помощи других подавать отчетность и платить налоги и взносы. Покупка токена будет сразу уплатой всех сборов и налогов.

Также предлагается отменить непременное наличие сертифицированного таксометра (заместо него можно будет употреблять телефон), а заместо необходимости подавать документы в Укртансбезпеку – только докладывать о начале деятельности, о чем будет свидетельствовать покупка водителем токена.

Заместо заключения письменного контракта на перевозку, что сейчас является неотклонимым условием, создатели законопроекта желают отдать возможность заключать его в электрической форме.

Ну и в конце концов, упростить проверки таксистов. Заместо проверки права заниматься хозяйственной деятельностью, лицензии, наличие таксометра, символики такси – инспектировать лишь наличие разрешения АИП. Добавочно предлагается сделать реестр перевозчиков.

Владимир Крейденко,
создатель законопроекта.

«Исправные машинки, застрахованные пассажиры, упрощение регистрации и налогообложения – все эти меры посодействуют вывести рынок такси из тени».

Выехать из тени: что изменит новейший законопроект по реформированию рынка такси в Украине

Услышали всякого?

Предлагаемый законопроект в первый раз за долгие годы попыток обелить украинский рынок такси подошел к вопросцу комплексно. Если прошлые инициативы сводились, на самом деле, к усилению контроля над провайдерами слуг, что может гипотетически и могло «отбелить», но значительно сузивало рынок, то сейчас тривиальные выгоды видятся для всех участников процесса.

READ
В Латвии захотели заблокировать «Yandex.Такси»

Что получат пассажиры

Увеличение свойства и сохранности перевозок при сохранении доступной цены. Возможность получить страховые выплаты в случае ДТП (Дорожно-транспортное происшествие (автоавария, автокатастрофа) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или пострадали люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб) во время поездки в такси.

Что получат водители

Упрощение регистрации, возможность разовой уплаты всех налогов и сборов, отсутствие необходимости общения с фискальными органами, упрощение формата проверок (проверяется только наличие токена).

Что получат службы такси и агрегаторы

Равные и понятные правила игры. Стимул увеличения свойства услуг ввиду увеличения конкуренции.

Что получит правительство

От 1 до 4 миллиардов. гривен экономных поступлений в год от реализации токенов. Действенные рычаги контроля в связи с выходов рынка из тени. Статистика занятых на работе в такси водителей.

Подводные камешки

При всей прогрессивности у предложенного законопроекта есть и неоднозначные моменты. К примеру, пока отсутствует точный механизм, который дозволит надзирать оплату разрешений водителями и гарантирует своевременное поступление средств в казну. Вприбавок не воспрепядствовало бы разграничение водителей, работающих в такси на неизменной базе и временами. По данным Ассоциации ответственных перевозчиков, пропорция близка к 50/50. Разумно, что стоимость токена обязана различаться для каждой группы, но это может привести к тому, что все водители будут региться по формуле part-time.

Но вроде бы там ни было, регуляторную и налоговую систему Украины издавна пора привести в согласовании с вызовами, которые появляются в современном мире. Предложенный Владимиром Крейденко рецепт, может быть, не безупречный, но близкий к хорошему в сегодняшних критериях украинского рынка такси. На данный момент законопроект находится на рассмотрении в Минтрансе, потому, не исключено, перетерпит конфигурации. Основное, чтоб они сохранили дух и теорию предложенной реформы, ведь, как указывает жизнь, в украинских реалиях усложненное или чрезмерное регулирование приводит лишь к одному: рынок еще посильнее уходит в тень.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.