Битва за млрд: почему таксисты бьются за рынок в Украине

0 1

Битва за млрд: почему таксисты бьются за рынок в Украине

На николаевского бизнесмена Дмитрия Степанищева, который сдает авто в аренду разным службам, напали водители конкурентных служб. Это вышло в июле прошедшего года. Потасовка началась с конфликта меж водителем и пассажирами, которыми оказались таксисты остальных служб.

Схожая ситуация произошла в конце октября в Черкассах. Тогда таксисты грозили водителю сервиса On Taxi личной экзекуцией и ликвидированием авто, мотивируя это тем, что сервис занижает цены.

Таковыми способами таксисты бьются за рынок такси, размер которого составляет 40-50 миллиардов грн в год. Но из-за устаревшего законодательства этот рынок на данный момент находится в тени. Как свидетельствуют данные Кабинета действенного регулирования (BRDO), толика «белоснежного» рынка составляет только 1 миллиардов грн.

Реформировать рынок под новейшие бизнес-модели взялись в июле 2019 года. С того времени меж участниками рынка начались споры, так как на вкусный кусочек рынка такси много претендентов.

Что не так с такси

Раз в день таксисты по всей стране производят около 1,5 млн поездок, из которых около 300 тыс. лишь в Киеве, сказал глава украинской таксомоторной ассоциации Андрей Антонюк. По подсчетам соучредителя и операционного директора сервиса Uklon Сергея Смуся, раз в год рынок вырастает на 10%. Средняя стоимость заказов, по данным онлайн-сервисов заказа такси Bolt и Uklon, в Киеве составляет 100-110 грн за одну поездку. В наименьших городках средний чек ниже 70 грн.

Эти поездки меж собой делят перевозчики и диспетчерские службы, так именуемые агрегаторы заказов, которые являются посредниками меж таксистом и клиентом. Лишь в Киеве рынок распределился меж участниками так: южноамериканский Uber занимает 50% рынка городка. За ним идет украинский Uklon (практически 15%) и эстонский Bolt (практически 10%). Остальное достается маленьким службам такси, сказал Антонюк. Но сервисы отрешаются объяснять их долю на рынке, ссылаясь на коммерческую тайну.

Значительно рынок поменялся опосля прихода в 2016 году новейших игроков — технологических сервисов Uber и Bolt. Эти компании усилили конкурентнсть, утверждает эксперт по транспорту Александр Кава.

«Рынок стал саморегулируемым, и, соответственно, предложение коррелируется со спросом», — сказал он.

По его словам, украинские компании смогли соперничать с забугорными агрегаторами, так как системы, разработанные для сервис-такси в Украине, подобны забугорным аналогам. Вообщем, высочайшая конкурентность стукнула по маржинальности бизнеса. На данный момент она довольно низкая — 5-20%.

READ
Тбилисские "шмаксисты" взбунтовались – они требуют списать с них штрафы

Хотя усиление конкуренции не ощутили в Uklon.

«Новейшие игроки делают рынок еще огромным, потому количество заказов не миниатюризируется. Мы раз в год растем», — отметил Смусь.

Обладатель «Элит-такси» Александр Круликовский утверждает, что приход сервисов также фактически не отразился на его бизнесе.

Наибольшая неувязка рынка — незаконные перевозчики. Согласно данным профессионалов BRDO, толика «белоснежного» рынка составляет только 1 миллиардов грн, в то же время весь рынок оценивается в 40 миллиардов грн в год. В украинской таксомоторной ассоциации рынок оценили выше — в 50 миллиардов грн в год. Эта сумма проходит через около 200 тыс. таксистов.

Теневой рынок такси содействовал развитию сервисов наподобие Uber, Bolt и Uklon не только лишь в Украине, да и за рубежом. Сотрудничать с таковыми службами можно и без лицензии. Для того чтоб получать заказы от таковых компаний, нужно зарегистрироваться на их платформе и заключить онлайн-контракт.

«Регистрируясь у нас как платформы, водители дают согласие на определенные пользовательские условия. Каким образом они отвечают перед законом, мы не знаем», — сказал региональный менеджер сервис-такси Bolt в Украине Тарас Потичный, добавив, что рынок «ушел в тень» из-за неэффективного закона.

В Uklon сотрудничество с нелегалами разъясняют отсутствием достаточного количества водителей и молвят, что отказ от сотрудничества с ними приведет к недочету перевозчиков.

«Как вы будете получать услугу, если на всю страну будет тыща либо две тыщи водителей? Никак», — отмечает Смусь.

Отсутствие урегулирования сказывается и на государстве. Раз в год, по подсчетам BRDO, бюджет недополучает около 4 миллиардов грн. Это недопоступления в бюджет от лицензий и вследствие незаконного трудоустройства. Разумеется, что ветвь издавна просит урегулирования.

На пороге перемен

Биться с незаконными перевозчиками начали еще в июле прошедшего года. BRDO вместе с Ассоциацией ответственных перевозчиков и 3-мя онлайн-сервисами разработали законопроект по реформированию рынка. Вообщем, документ до сего времени не был рассмотрен Верховной Радой. В ноябре доработать его решило Мининфраструктуры.

READ
В СПЧ прокомментировали предложение запретить осуждённым за тяжкие преступления водить такси

В новеньком законопроекте предлагается отменить лицензирование и ввести малый контроль со стороны страны. А именно, самозанятым перевозчикам предлагается разрешать работать опосля приобретения токена, который будет стоить 2,5 тыс. на год. В его стоимость войдут все налоги и сборы, которые не надо будет платить раздельно. Проверить наличие разрешения можно будет в хоть какое время, даже если авто заказывается через иной сервис. Еще водителям нужно будет иметь полис и сервисную книгу.

Битва за млрд: почему таксисты бьются за рынок в Украине

Битва за млрд: почему таксисты бьются за рынок в Украине

Новенькая инициатива вызвала на рынке бурю споров. Победу над нелегалами таковым образом лицезреют онлайн-сервисы по заказу такси. А именно, в Bolt утверждают, что предложенное урегулирование поможет биться с целыми незаконными кухонными сервисами.

Реформа также решает вопросец с перевозчиками, которые просто подвозят пассажиров. На данный момент таковым водителям тяжело работать законно. Работая еще на одной работе, трудно зарегистрироваться как ФОП [с укр. «фізична особа-підприємець» – ред.] и получить лицензию, разъясняет Смусь. Конкретно покупка токена решит делему, дополняет его соучредитель Ассоциации ответственных перевозчиков Тарас Котов.

Сами таксисты поддерживают реформирование рынка. Согласно опросу украинской исследовательской компании Gf K Ukraine, в 2018 году работать законно желали 76% таксистов.

Битва за млрд: почему таксисты бьются за рынок в Украине

Легализацию рынка поддерживает и общественная организация «Вольный таксист», которая соединяет воединыжды киевских таксистов. Ее основоположники молвят, что предложенная инициатива не учитывает всех деталей их работы.

Идет речь о пороге вхождения в профессию таксиста, сказал устроитель автопробега от ОО «Вольный таксист» Валентин Голубев. Еще одним аспектом является формирование тарифа. Он, по словам участника автопробега Юрия Красия, определяется «директорами» такси.

«Шофер будет брать лицензию, если будут обоснованные тарифы. На данный момент агрегаторы соревнуются меж собой за пассажиров демпингом. Они опускают тариф по полгривны», — делится таксист.

Котов именует требования таксистов противоречивыми. Он заявляет, что тарифы диктует рынок: «Как поменять тарифы, когда все работает вне правового поля?»

Против такового подхода выступают старожилы рынка. Антонюк гласит, что законопроект легализует «весь нынешний бардак», так как онлайн-сервисы заказа такси останутся незарегистрированными в Украине.

«Все диспетчерские – эти ваши Uber, Uklon и так дальше – должны стать налоговыми резидентами в Украине… Налоги должны платить со собственных доходов посредники и перевозчики», — гласит он.

READ
Какие заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) всераспространены у проф водителей

«Это утопия, это фантазии, «хотелки» тех, кто желает. Самого реформирования не будет», — поддерживает его обладатель «Элит-такси» Александр Круликовский.

Он не согласен с предложенным введением токена, который предугадывает облегченный налог, так как это ликвидирует значительную часть налогов для таксистов.

«Почему таксисты должны быть в которых привилегированных критериях? Не быть субъектами предпринимательской деятельности, не платить налоги, не платить единый соц взнос», — возмущается он и замечает, что облегченный налог занижен в 10 раз в сопоставлении с имеющимся.

Реформа не выведет рынок из тени, так как инструменты контроля за рынком неэффективны, гласит Кава. По его воззрению, таксистов необходимо просто обязать стать ФОПами и уплачивать надлежащие налоги.

Что будет опосля реформы

Сторонники новейшего закона убеждены, что опосля реформирования условия входа на рынок такси значительно упростятся. Тарас Котов гласит, что приобрести токен сумеет даже шофер, который просто подвозит попутчиков. А лицензии, которые на данный момент контролирующие органы должны добиваться от перевозчиков, пропадут.

Законопроект убьет все требования, которые предугадывает лицензия, утверждает Антонюк: «На данный момент для получения лицензии шофер должен обосновать, что он здоров, не судим и что у него исправный кар. Если поменять лицензию на обыденное разрешение, на какую-то бумажку, то требования к сиим перевозчикам исчезают».

Необходимо отметить, что облегченная легализация не коснется кошельков пассажиров, так как новейшие правила не приведут к быстрому росту цен. Эти условия благоприятны для онлайн-сервисов заказа такси, так как они сумеют стремительно приспособиться к ним.

«Их юристы проработают ту схему, которая дозволит им работать в рамках украинского законодательства», — уверен Кава.

Опосля введения токенов в течение первых 2-ух лет в бюджет будет поступать по 500 млн грн раз в год. Опосля этого переходного периода страна будет получать еще по 1 миллиардов грн раз в год.

А вот проведение реформы репрессивным методом, а конкретно введением штрафов либо воплощением твердого контроля за лицензиями, приведет к тому, что рынок снова самоурегулируется, а правительство нанесет удар по тем, кто и так платит налоги, заключает Котов.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.